Влияние личности терапевта на процесс реабилитации зависимого

Влияние личности терапевта на процесс реабилитации зависимого

Влияние личности терапевта на процесс реабилитации зависимогоПроблема реабилитации лиц, страдающих различными видами зависимости, на сегодняшний день не теряет своей актуальности в связи с наличием множества противоречий относительно данного процесса.  В настоящее время в нашей стране имеется огромное количество различных реабилитационных центров, как медицинских, так и не имеющих медицинскую лицензию, которые осуществляют свою деятельность в рамках принятого ГОСТа 54990-2012 «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя» [1]. Согласно данному документу, реабилитационный центр для зависимых – это организация, занимающаяся физическим, психологическим, социальным и нравственно-духовным восстановлением людей (реабилитантов), страдающих психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением ПАВ, а так же различными формами нехимической зависимости (игромания, пищевая зависимость и т.д.). Важно отметить, что сертификация реабилитационных центров на соответствие данному ГОСТу проводится добровольно, следовательно, отсутствие сертификата соответствия не несет никаких юридических последствий для их руководителей, что приводит к привлечению внимания, к проблеме реабилитации наркозависимых, разного рода мошенников, которые грамотно манипулируют сознанием людей попавших в трудную ситуацию.

Таким образом, для
непосвященного в особенности процесса реабилитации человека, к тому же
находящемуся в стрессовой ситуации, затруднительно из множества различных
центров, выбрать тот, который сможет оказать квалифицированную помощь для него
самого или его близкого и не нанести еще больший вред, как физическому, так и
психическому здоровью зависимого.

Стоит отметить, что для успешной реабилитации лиц, с различными видами зависимости на ряду, с правильно подобранной программой реабилитации, условиями в центре, огромное значение имеет и личность терапевта или консультанта по химической зависимости.

В некоторых реабилитационных программах, в частности «Минисотская модель терапевтических общин», консультант по химической зависимости это человек, который сам в прошлом прошел через активное употребление наркотиков или алкоголя, которому некоторое время назад, такие  же, как и он консультанты показали путь освобождения от активной зависимости.[2;6]

Однако в настоящее время, проблемой зависимости занимается отдельная область знаний – аддиктология, что позволяет консультанта по вопросам зависимости выделить в отдельную профессию. Однако по причине отсутствия четких критериев, определяющих данную профессию, она очень часто строится на ненаучных подходах и предположениях относительно осуществления деятельности консультанта по реабилитации зависимых лиц.

Рассмотрим более подробно различного рода заблуждения о консультантах различных реабилитационных центров:

  1. Консультантом по химической зависимости может стать только человек, имеющий опыт личного выздоровления.

Данное предположение основывается на принципе работы «Минесотской модели терапевтического сообщества», где ведущие роли отдавались бывшему воспитаннику центра, и позиционировали данный подход как реализация системы  «Равный – равному»[6].

Согласно данной программе, оказать реальную терапевтическую помощь другому зависимому, может только человек, преодолевший сам активную зависимость. Медицинские работники и независимые психологи не смогут войти в рапорт с реабилитантом, и будут восприниматься им как оппоненты, а в отдельных случаях как враги. Подавляющее большинство центров работают, придерживаясь именно данной парадигмы.

Однако если рассматривать консультанта по вопросам зависимостей как самостоятельную профессию, то человек, который работает консультантом, должен владеть комплексом теоретических знаний и навыков, приобретенных в ходе специальной подготовки (образования), а не личного опыта[3;6]. Хотя следует  признать, наличие личного опыта, при качественном образовании облегчает понимание природы и сути зависимости. Эмпирический опыт, полученный консультантом при преодолении своей зависимости крайне полезен, как для налаживания контакта  с клиентом, так и понимания причины тех или иных его поступков. Консультант с личным опытом выздоровления своим примером показывает, что реабилитация возможна, что трезвая полноценная жизнь – это реальность. Однако в любом случае, его опыт должен быть дополнен теоретическими специальными знаниями.

  1. Пациентам реабилитационных центров полезно становиться консультантами независимо от их сроков личного выздоровления.

Как правило, после прохождения курса реабилитации, воспитанник переходит на ступень волонтера. В основном, данный этап  подразумевает под собой не консультирование, а ресоциализацию – заключительный этап реабилитационных мероприятий. В этот период, воспитанник чередует свое пребывание в центре со своим пребыванием дома, где под контролем сотрудников центра учится применять в социуме полученные навыки. В качестве непременного условия пребывания дома, подразумевается  посещение групп постреабилитационной психологической поддержки. По возвращению в центр, он совместно с  психологом анализирует полученный опыт и решает проблемы, выявленные во время пребывания дома.

Этот этап продолжается в среднем до двух с половиной лет ремиссии. Сутью предназначением данного этапа является коррекция негативных изменений психики, которые возникли в период активного употребления. Воспитанник в это время не может оказывать другим полноценную психологическую помощь, так как он решает свои личностные проблемы, мешающие в профессиональном плане действовать в интересах клиента.

Существует и другой негативный момент, возникающий в  процессе идентификации клиента с «неквалифицированным» консультантом – это утрата границ, что усиливает зависимость клиента, и подавляет его желание и возможность полагаться на свои силы и способности. Этот критерий значительно снижает качество  будущей жизни воспитанника и видоизменяет проявление аддикции в созависимые отношения. 

  1. Любой прошедший реабилитационную программу может быть консультантом.

Большинство воспитанников, находясь на первых этапах реабилитационной программы, хотят остаться работать в центре.  Причиной тому выступает боязнь социализации, а так же заблуждение пациента о единственной возможности полноценной жизни, через нахождение в резервации. Кроме того, у ряда пациентов присутствуют внешние мотивы консультирования такие как: достижение больших целей (материального благополучия, самоутверждения и пр.) с минимальными вложениями.

  1. Любой прошедший реабилитационную программу может вести духовно – нравственное просвещение в среде других воспитанников центра.

По причине того, что профессия консультанта чаще всего привлекает людей зависимых, критерии духовно – нравственной  составляющей личности консультанта, должны требовать ответственного подхода, поскольку человек не может за несколько месяцев превратиться из асоциального существа в личность высокого духовного порядка, которая может привести к духовному благополучию других.

Ильичева И.М (2003) говоря о духовности отмечает: духовность это сущность человека и принцип его жизнедеятельности, который отражает особый способ существования субъекта, выражающийся во внутренней, органической связи его со всей человеческой культурой, которая помогает ему ощутить связь времен, свою приобщенность к человечеству и, одновременно, найти в себе свой смысл и своё духовное измерение. Духовность – это своего рода образ Бытия человека в соответствии с нравственными общечеловеческими идеалами, которые осмысливаются им как ценности, следование которым он рассматривает как долженствование перед собой и другими.

Духовность как психологическое качество субъекта проявляется, в первую очередь, во все возрастающей ответственности, а также в стремлении к саморазвитию и самоактуализации, к отражению идеального как важнейшей формы жизнедеятельности.

Духовность как специфическая активность субъекта связана с освоением особого идеального содержания, направлена на познание и отражение идеального, то есть тех образов, норм, культурно-исторических ценностей, которые осмысливаются человеком в контексте собственной жизни, в применении к себе, в связи с самопознанием. Таким образом, духовное выступает как продукт отражения идеального, специфического. Идеальное это продукт человеческого ума, образ окружающего мира, а также результат духовной деятельности человека, объективирующийся в нормах, традициях, идеях, принципах, мифах, идеального [5].

Следовательно, духовно – нравственным блоком воспитания должен заниматься подготовленный человек. Священнослужители и педагоги психологи – это те люди, которые могут помочь качественно сформировать духовно – нравственную сферу воспитаннику реабилитационного центра.

Таким образом, на основании анализа самых распространенных заблуждений о работе консультантом, на наш взгляд, представляется возможным выделить компоненты, которые необходимо включать в полноценную программу подготовки консультанта, а именно:

  • Предоставление информации о зависимости, как болезни и существующих методиках ее лечения;
  • Обучение основам психологии, педагогической деятельности и социологии;
  • Обучение основам безопасности жизнедеятельности и оказания первой медицинской помощи;
  • Изучение анатомии и физиологии ЦНС;
  • Получение базовых знаний общей психологии, патопсихологии, специальной психологии и психологии развития;
  • Обучение основам семейной терапии, навыкам проведения индивидуальных консультаций зависимых и членов их семей, организации тренингов и иных терапевтических мероприятий;
  • Развитие определённых ценностей, отношений и эмоций, влияющих на профессиональное поведение;
  • Изучение этического кодекса консультанта его роли и значения в практике.

Все это, на наш взгляд будет способствовать становлению консультанта, как профессионала. Образование и самоанализ – помогут предотвратить нарушение основ консультирования, и повысят качество реабилитационных услуг.

Консультант – специалист, в обязанности которого входит не только индивидуальное консультирование, но и психологическая поддержка зависимых на всех этапах терапии. Он должен вести свою деятельность не просто опираясь на знания и навыки, но так же иметь так называемое профессиональное «чутье».

Специалист в области химической зависимости должен соблюдать ряд правил для того, чтобы обеспечить качественный процесс выздоровления воспитанникам реабилитационного центра: конфиденциальность, четкое знание и выполнение своих должностных обязанностей. Каждый сотрудник должен с уважением и пониманием относиться к каждому выздоравливающему зависимому и знать, как его собственное поведение влияет на окружающих и то, как поведение окружающих влияет на него. Этическая ответственность сотрудников центра и рост профессиональных навыков – это гарантия положительного результата, который нужен в работе с химической зависимостью. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, – пишет К.Д. Ушинский, – не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников»[5].

Литература:

1 Интернет ресурс:  https://ru.wikipedia.org/wiki/

  1. «МЕТАНОЙЯ» Программа социальной и духовной реабилитации лиц, зависимых от наркотических и психоактивных веществ Санкт-Петербург 2015
  2. Интернет – ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессия
  3. Ильичева И М. Психология духовности : автореферат дис. … доктора психологических наук : 19.00.01 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2003. – 51 с.с21-22.
  4. Ушинский К.Д. Об учебно-воспитательной работе. М., 1939, с.15-16.
  5. «Профилактика патологических форм зависимого поведения» в трех томах. Под общей редакцией О.В. Зыкова. Том III. Лечебная субкультура: технологии профилактики рецидива (третичная профилактика). – М: РБФ НАН, 2010. – 312 с.

Добавить комментарий